— Эта смородина красная?
— Нет, черная.
— А почему ж она белая?
Потому что зеленая.

Эта статья будет посвящена оценке качества звучания автомобильных аудиосистем, то есть оценке конечного продукта.

Почему я начинаю с самого конца? Да потому что, для того, что бы приступить к практической реализации проекта аудиосистемы, необходимо хотя бы поверхностно знать и понимать, что хочется получить в результате своих трудов. Казалось бы, что и так все понятно, получить хочется мощный, чистый, глубокий звук. Тут можно добавить еще десяток эпитетов, которыми обычно описывают желаемый звук заказчики в инсталляционных студиях или посетители тематических интернет-форумов.

Только разговаривают профессионалы и любители на разных языках, любитель желает получить глубокий бас, подразумевая, что он должен быть мощным и громким, а для профессионала термин «глубокий» означает, что басовый диапазон должен начинаться с самого начала слышимого звукового диапазона, то есть с 20 Герц. Однако, подобные «непонятки» возникают не только между любителями и профессионалами, но и между любителями различных музыкальных жанров, ведь то звучание, которое позволяет насладиться всеми нюансами музыки любителю джаза и классики, никак не будет положительно оценено любителем клубной музыки.

Вот тут то и наступает парадокс, в том, что, несмотря на то, что музыкальные жанры разные, а оценивать аудиосистемы для разных жанров надо все равно по одним и тем же критериям. Таким как: тембральная достоверность звучания, линейность частотного диапазона, способность системы воспроизводить самые тихие звуки на фонограмме, не маскируя их громкими звуками (микродинамика), способность показывать разные уровни громкого звучания (макродинамика), полифония, глубина, ширина и высота звуковой сцены, фокусировка и локализация музыкальных образов на звуковой сцене. Казалось бы, что эти критерии не имеют никакого отношения к электронной музыке, то есть к музыке, рожденной на компьютере или электронных музыкальных инструментах, а относятся только к живой, инструментальной музыке. И верно, самый важный критерий для инструментальной музыки — тембральная достоверность звучания, то есть все инструменты и вокал должны быть максимально похожи на их живое воспроизведение, никак не применим для электронной музыки, ведь сравнить то не с чем, не существует живого оригинала, который можно услышать. Так как же оценивать системы для электронной музыки? Точно так же как и для инструментальной и по-другому никак. Потому что, система, которая хорошо воспроизводит самые сложные музыкальные жанры – классику и джаз, легко справится и с любыми другими, надо только будет изменить доступные настройки под вкусовые предпочтения конкретного заказчика.

Профессионалы, такие как звукорежиссеры, аудиоэксперты, судьи соревнований по автозвуку пользуются различными методами оценки качества звучания, используют различные специализированные тестовые диски. Они способны даже без дорогостоящего спектроанализатора очень точно оценить АЧХ (Амплитудно-Частотную Характеристику) аудиосистемы. Любителю можно научиться этому самому, и наличие музыкального слуха в этом совсем не обязательно, как ошибочно думают многие. Тут важно уметь анализировать и сравнивать. Тестовым диском может стать любой диск с хорошо записанными фонограммами, желательно разноплановой музыки. Этот диск необходимо несколько раз прослушать в высококачественном аудиотракте, запомнить как он звучит, делая для себя заметки. После, уже можно оценивать с помощью этого диска свою автомобильную аудиосистему. Для тех, кто желает более серьезно изучить этот вопрос можно посоветовать приобрести диск «Аудиодоктор» и разыскать в Интернете описание треков. По сути, это не просто тестовый диск, это настоящий инструмент аудиоэксперта, с его помощью можно оценивать и настраивать автомобильную аудиосистему. Ведь в описании метода не только учат выявить недостатки, но и даются рекомендации, как их устранить. Ну, а для тех, кому это все окажется сложным, остается один путь – к профессиональным инсталляторам. Главное, мастерам точно объяснить, какой звук вы желаете получить, иначе могут сделать «свой звук», ведь не смотря на то, что оценивается звучание по одним и тем же критериям, звук аудиосистем под различные музыкальные жанры все же отличается.